МОУ "Малосивинская СОШ"

Разработка урока. Музыка 2 класс

Открытый урок музыки

во 2-м классе

учитель II категории, 12 разряд

Тарасова Елена Борисовна

 

Концептуальная цель: развитие эмоционально-чувственной сферы.

Портрет аудитории: 14 человек, В основном в классе преобладают «Питы» и «Ватты», 2-3 человека «Капхи». Внимание у детей произвольное, не произвольное, у некоторых детей – постпроизвольное. Преобладает смешанный тип мышления. Уровень понимания – II, III. Ведущие каналы восприятия визуальный, кинестетический.

Тема урока: «Изобразительные интонации».

Стратегическая цель: развитие эмоционально-чувственной сферы, через восприятие народно-сказочных образов в музыке; развитие аудиального канала восприятия, через анализирование интонаций; закрепление понятий «регистр», «динамика», «звукоряд», «темп».

Задачи:

1.     Познакомить с произведением М.П. Мусоргского «Баба-яга»

2.     Учить находить средства музыкальной выразительности, и определять роль их в музыкальном произведении.

3.     Развитие певческих навыков, подготовка певческого аппарата, повторение терминов.

4.     Разучить песню-танец «Лавата»

5.     Развивать четкое произношение слов в песне «Кабы не было зимы…»,

6.     Развивать выразительность и артистизм в исполнении. «Частушки бабки-ежки»

 

Проблемный вопрос: Как с помощью средств музыкальной выразительности, Мусоргский представил нам сказочного персонажа «бабу-ягу»?

Варианты решения:

·       Тембр – звучит оркестр;

·       Динамика тихо потом громко снова тихо – прилетела яга, покружила и снова улетела;

·       Регистр высокий спускается и снова улетает вверх;

·       Темп быстрый – полет бабы-яги;

·        Интонации злые, колючие, страшные…

Оптимальный вариант решения: 5+4+1+3+2

Тезис: Пьеса «Баба-яга» является одним из наиболее ярких воплощений в музыке народно-сказочных образов. (Александр Лагутин)

 

 

 

 

 

м

Комментарии к ходу урока

Развитие личностных качеств

Способы и приемы ненасильственного воздействия

1

Учитель приветствует учеников, интересуется их настроением. Желает хорошо потрудиться и получить удовлетворения от урока.

 

Положительные эмоции, внимание

 

4

В музыке средствами выразительности являются – динамика, темп, тембр, регистр, звуковедение, и конечно же интонация, в которой заложен характер (Для повторения используются распевки).

Аудиальный канал

Развитие певческих навыков, подготовка певческого аппарата, повторение терминов.

Педагогика сотрудничества:

1. Вызвать интерес к информации.

Психологический прием

-аудиальный (слушать и слышать),

-похвала в ситуации успеха

 

5

Микрогруппы. работа с карточками, на которых изображены животные, птицы, насекомые - определить регистр, в котором они воспроизводят звуки.

 

Аргументированная речь, самостоятельность, аналитичность, коллективизм,

Умение слушать и слышать, эмоционально чувственная сфера, монологичность

 

Педагогика сотрудничества:

1. Вызвать интерес к информации.

Психологический прием

-похвала в ситуации успеха

Логический прием:

- спиральный способ,

- ступенчатый способ,

- ассоциативный способ,

-ситуативная групповая работа,

-вербальные средства.

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Знакомство с Мусоргским М.П. – русский композитор, сочинил под впечатлением выставки его друга Гартмана фортепианный цикл «Картинки с выставки», в который входит 10 пьес. Каждая из пьес служит музыкальной иллюстрацией к какому-либо из его рисунков.

     Учитель предлагает вниманию иллюстрацию картины В.А. Гартмана «Избушка на курьих ножках».

В эскизе художника композитор увидел целую сценку в духе русских народных сказок, где есть и фантастический полет бабы-яги и чудеса таинственного леса

 

Визуальный, кинестетический, аудиальный, эмоционально-чувственная сфера, образное мышление,

Педагогика сотрудничества:

1. Вызвать интерес к информации

Психологический прием:

Визуальный (портрет Мусоргского ИКТ энциклопедия классической музыки)

Иллюстрация картины Гартмана

Аудиальный (отрывок из сказки)

Кинестетический (ощутить увиденное)

2. Побудить  аудиторию к размышлению

Логический прием:

- ассоциативный способ.

5

В живописи и музыке используются средства музыкальной выразительности.

В живописи – это цвет, структура, мазок, штрих и т.д.

В музыке средствами выразительности являются – динамика, темп, тембр, регистр, звуковедение, и конечно же интонация, в которой заложен характер персонажа.

 

Учащимся предлагается выслушать музыкальное произведение, а после прослушивания ответить на следующий вопрос:

Какой образ бабы-яги вы увидели, услышали, или почувствовали в музыке. Подходим к проблемному вопросу: «Как с помощью средств музыкальной выразительности, Мусоргский представил нам сказочного персонажа «бабу-ягу»?»

 

Аудиальный, визуальный, кинестетический каналы,

эмоционально - чувственная сфера, образное мышление, постпроизвольное внимание

Педагогика сотрудничества:

1.Вызвать интерес к информации:

Психологический прием:

- аудиальный

(прослушивание записи);

-визуальный

(представить какая баба-яга, что она делает);

-кинестетический

(почувствовать какой характер)

2. Побудить  аудиторию к размышлению

Логико-психологический прием:

- ассоциативный способ,

- вербальные

5

Дети отвечают, аргументируя свои ответы

Наводящие вопросы:

Какой темп, динамика, регистр, звуковедение, тембр?

Что может делать баба-яга в этот или тот момент?

Какой характер персонажа отражен в интонации?

Тезис: Пьеса «Баба-яга» является одним из наиболее ярких воплощений в музыке народно-сказочных образов. (Александр Лагутин)

Аналитическое мышление, образное мышление, правильность, точность, ясность, краткость речи, постпроизвольное внимание.

Педагогика к сотрудничеству:

2. Побудить аудитории к размышлению:

Логический прием:

-ступенчатый способ

Психологический прием:

- похвала в ситуации успеха

Аргументация:

- доводы от факта

- доводы от авторитета

-доводы от личного опыта

1

Домашнее задание

Нарисовать иллюстрацию к пьесе Мусоргского «Баба-яга» или придумать стихотворение.

Развитие аудиальной памяти, образного мышления, творчества

 

3

Учитель предлагает разучить песню-танец «Лавата». Физкультминутка.

Аудиальный, визуальный, кинестетический канал, двигательные навыки, чувство ритма, коллективизм, чувство юмора

Педагогика сотрудничества:

1.Вызвать интерес к информации:

Психологический прием:

- аудиальный, визуальный, кинестетический

(прослушивание, наглядный показ движений, выполнение движений, и песни)

2. Побудить  аудиторию к размышлению

Логический прием:

- ассоциативный способ.

3

В песне необходимо правильно, четко произносить текст, при этом необходимо его пропевать.

Учитель предлагает исполнить песню «Кабы не было зимы» в медленном темпе, работа над четкостью, и правильностью произношения слов.

Развитие четкости, правильности речи

Психологический прием:

Вербальный прием

3

Учитель предлагает вспомнить «Частушки бабок-ёжек»

Развитие артистичности, выразительности при исполнении знакомой песни, эмоционально-чувственной сферы

Психологический прием:

Вербальный и не вербальный

3

Учитель подводит итоги урока. Проводится психологическая рефлексия (используется технология рефлексивного обучения и воспитания).

Учитель задает вопрос: Какого цвета у вас настроение и ваши ощущения от урока.

Рефлексивность мышления, эмоционально-чувственная сфера, ясная, точная, эмоциональная речь

Педагогика сотрудничества

2. Побудить аудиторию к размышлению

Психологический прием:

- психологическая пауза

- похвала в ситуации успеха

Аргументация:

- доводы от личного опыта

 

Учитель предлагает слайд «Поющие птички» –подарок ученикам.

 

 

Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".