МОУ "Малосивинская СОШ"

Урок математики в 4 классе. Тема "Задачи на движение"

 

Горбунова Ольга Валерьевна,

 

Учитель начальных классов – 2 категория.

МОУ «Малосивинская СОШ»

Урок математики 4 класс.

 

Стратегия урока.

 

Портрет аудитории:

              В классе 10 человек: 5 мальчиков, 5 девочек. Возраст детей 10 - 11 лет, поэтому урок проводится в виде путешествия в прошлое, т.к. игра основной вид деятельности младшего школьника.

Большей частью детей движет эмоционально – эстетический мотив (любознательность, интерес). В течение всего урока преобладает духовная потребность в общении.

             Отношение к уроку – конструктивное, т.е. дети осознают полезность урока, высказывают собственное мнение, учатся анализировать.

              Преобладает  3 уровень понимания (о чём + что + как), т.е. дети владеют содержанием информации, в состоянии осмыслить её, что побуждает их аргументировать ответы.

             Ведущим каналом восприятия является визуально – аудиальный – 7 человек, аудиально – кинестетический – 3 человека, поэтому использую наглядные материалы, презентация, рисунки.

             Внимание детей непроизвольное, память осознанная, тип мышления - смешанный

            Большинство в классе составляют, питты – ваты(6 человек), поэтому учитель организует коллективно мыслительную деятельность, капхи – питы (3 человека) – учитель контролирует темп урока.

Вывод: учитывая портрет аудитории, считаю возможным проведение урока в проблемно – поисковой форме.

Концептуальная цель преподавания математики: развитие основ логического мышления; точности, логичности речи; вычислительных навыков.

Тема урока: Решение задач «Скорость движения».

Стратегическая цель: развитие умения анализировать, обобщать; развитие точности, логичности речи;

 

Задачи: 1. Отрабатывать вычислительные навыки и навыки решения задач.

               2. Познакомить с первыми изобретателями.

               3. Повторить нахождение величины.

 

Проблема: Дети затрудняются решать задачи в несколько действий.

Проблемный вопрос: Что может помочь правильно решить задачу?

Варианты решения:

1.      Правильная краткая запись условия.

2.      Осмысление условия задачи.

3.      Порядок выполнения действий.

4.      Составление схемы.

5.      Выявление формулы.

Оптимальный вариант: Для того чтобы решить задачу, надо внимательно её прочитать, осмыслить, сделать краткую запись, схему и записать алгоритм решения.

(2, 1, 4, 5, 3)

Тезис: «Хочу всё знать!»

              « Кто думает, до чего-нибудь да додумается

Приложение 1 к конспекту урока.

«Развитие личностных качеств учащихся средствами учебного предмета»

 

Комментарий хода урока.

Развитие личностных и психических процессов.

Способы и приёмы ненасильственного воздействия.

Учитель, организуя детей на урок, просит поприветствовать друг друга и гостей улыбкой. Читает стихотворение:

Друзья мои!

Сегодня мы откроем тайну,

Ведь в жизни нашей часты чудеса.

Секрет математических чудес необычайных

Узнаем мы всего за полчаса.

Орешек знанья твёрд, но всё же

Мы не привыкли отступать.

Нам расколоть его помогут

Волшебные слова:

«ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ!»

Положительные эмоции.

Аудиальный  и визуальный каналы восприятия.

Педагогика сотрудничества

1 Интерес

Психологический приём:

·       Аудиальный: голос

·       Визуальный: слайд

3 Соорганизация

Психологический приём:

·       Вербальный: слова со значением объединения

Эти слова будут девизом нашего урока. На нём мы закрепим знания по изученным темам, будем решать задачи и узнаем кое-что из истории человечества. Доминирующую роль в нашей жизни играю автомобили. И если все автомобили выстроить в одну линию, то она протянется до Луны.

Учитель ведёт разговор с детьми о том, какие они знают автомобили и для чего они предназначены.(связь с жизнью)

Аудиальный канал восприятия.

Самостоятельность мышления, логичность речи, осознанная память, эффективное внимание.

Педагогика сотрудничества

1 Интерес

Психологический приём:

·       Аудиальный: голос

2 Размышление

Логико-психологический приём:

·       Вопросно-ответный ход рассуждения

 

 

 

 

Аргументация

- слабые аргументы

(довод от личного опыта)

У многих современных машин мощные двигатели и новейшее оборудование. Поэтому я предлагаю вам на машине времени совершить путешествие в прошлое – из 21 века в 18 – 19 века, чтобы узнать об истории автомобилей, их изобретателях. Наш автомобиль оснащён бортовым компьютером, который поможет нам в пути.

Аудиальный и визуальный канал восприятия.

Произвольное внимание

Педагогика сотрудничества

1 Интерес

Психологический приём:

·       Аудиальный: голос

До изобретения автомобиля использовались самодвижущиеся паровые экипажи. Расположите величины в порядке возрастания, и вы узнаете фамилию изобретателя, создавшего самодвижущийся паровой экипаж.(слайд) (связь с историей)

Визуальный и аудиальный каналы восприятия.

Логическое, образное мышление.

Осознанная память.

Умение анализировать.

Педагогика сотрудничества

1 Интерес

Психологический приём:

·       Аудиальный: голос

·       Визуальный: презентация

2 Размышление

Логико-психологический приём:

·         Вопросно-ответный ход рассуждения

3 Соорганизация

Логико-психологический приём:

·       Ситуативная работа в группах

Аргументация

- сильный аргумент

(довод от факта)

Расшифруйте имя и фамилию немецкого конструктора, построившего первый автомобиль на бензиновом двигателе.

(дети работают по алгоритму, подставляя в него значение переменной а)

(слайд – цифры, буквы, алгоритм)

Визуальный, аудиальный каналы восприятия.

Логичность, точность речи.

Умение анализировать.

Самостоятельность мышления

Педагогика сотрудничества

1 Интерес

Психологический приём:

·       Аудиальный: голос

·       Визуальный: презентация

3 Соорганизация

Логико-психологический приём:

·       Ситуативная работа в группах

Психологический приём:

·       Похвала в ситуации успеха

Аргументация

- сильный аргумент

(довод от факта)

 

А теперь давайте сравним скорость движения современных автомобилей и машин прошлого.

( решение нескольких задач в одно действие на слайде)

Визуальный и аудиальный каналы восприятия.

Эффективное внимание.

Самостоятельность мышления, точность речи.

Педагогика сотрудничества

1 Интерес

Логико-психологический приём:

Визуальный: слайд

Аудиальный: голос

2 Размышление

Логико-психологический приём:

·       Вопросно-ответный ход рассуждения)

Психологический приём:

·       Похвала в ситуации успеха

На карточках с автомобилями детям предлагаются индивидуальные задания – задачи.

Уверенность в себе, самостоятельность, гибкость мышления

Визуальный и кинестетический каналы восприятия.

Двигательная активность.

Педагогика сотрудничества

1 Интерес

Логико-психологический приём:

·       Визуальный: картинки

2 Размышление

А хотите знать, как человек осваивал воздушное пространство.

Учитель ведёт разговор о новой профессии – космонавт и о космосе.

Как вы думаете, какой летательный аппарат первым поднялся в воздух?

(слайд – воздушный шар)

Вы решали задачки на карточках, а на обратной стороне у вас буква, прикрепите свою букву под число соответствующее вашему ответу. Вы узнаете фамилию изобретателей воздушного шара.(дети прикрепляют свои карточки к цифрам на доске)

Аудиальный и визуальный кинестетический каналы восприятия.

Смысловая память.

Тактичность, логичность речи.

Двигательная активность.

 

Педагогика сотрудничества

1 Интерес

Логико-психологический приём:

·       Аудиальный: разговор

Психологический приём:

·       Визуальный: рисунок

2 Размышление

Логико-психологический приём:

·       Вопросно-ответный ход рассуждения

Психологический приём:

·       Психологическая пауза, похвала в ситуации успеха

Хотите знать, когда это произошло? Какие буквы из этой фамилии не обозначают звуков? Поставь их рядом и прочти год запуска(связь с русским языком).

1 ученик читает текст о запуске воздушного шара.

Визуальный, аудиальный каналы восприятия.

Смысловая память.

Точность речи.

Выразительность речи.

Умение слушать.

Педагогика сотрудничества

1 Интерес

Логико-психологический приём:

Аудиальный: текст

Визуальный : картинки

2 Размышление

Логико-психологический приём:

·       Вопросно-ответный ход рассуждения

Психологический приём:

·       Похвала в ситуации успеха

 

Хотите узнать, кто были эти пассажиры? Разгадайте данные закономерности и допишите ещё по одной величине.

На слайде рисунки с животными и числами. Дети определяют среди животных первых пассажиров. Ими являются – утка, петух, баран.

Визуальный канал восприятия.

Самостоятельность мышления.

Точность, логичность речи.

Умение анализировать.

Педагогика сотрудничества

1 Интерес

Психологический приём:

·       Визуальный: рисунки

Аргументация

Сильный аргумент

- довод от факта

2 Рассуждение

Логический приём:

·       Аналогия

Учитель предлагает детям поработать с учебником. Сформулируйте задачи на каждый вид транспорта.

Дети рассказывают задачу и решение. Дети выводят формулу и работают с ней.

Визуальный, аудиальный каналы восприятия.

Тактичность, толерантность. Воображение

Точность, логичность речи.

Умение анализировать, аргументировать.

Умение слушать и слышать.

Педагогика сотрудничества

1 Интерес

Логико-психологический приём:

Аудиальный: голос

Визуальный: текст

2 Рассуждение

Логический приём:

(аналогия)

3 Соорганизация

Логико-психологический приём:

·       Ситуативная работа в группах

Психологический приём:

·       Похвала в ситуации успеха

А сейчас мы проследим ещё одну закономерность, выполнив следующее задание из учебника.

Дети формулируют правило: если увеличивается скорость движения, то увеличивается и пройденный путь.

Визуальный, аудиальный каналы восприятия.

Самостоятельность мышления.

Логичность, точность речи.

Умение анализировать, аргументировать

Педагогика сотрудничества

1 Интерес

Логико-психологический приём:

Аудиальный: голос

Визуальный: текст

2 Размышление

Психологический приём:

·       Похвала в ситуации успеха

Учитель просит подумать о том, что может помочь решить задачу правильно. Для разрешения возникшей проблемы, организуется групповая работа. Затем в совместной деятельности с учителем рассматриваются варианты решений.

 

Визуальный и аудиальный каналы восприятия.

Тактичность, толерантность.

Уверенность в себе, самостоятельность, гибкость мышления.

Логичность, точность речи.

Умение анализировать, аргументировать.

Умение слушать и слышать.

Педагогика сотрудничества

1 Интерес

Логико-психологический приём:

Аудиальный: голос

Визуальный: карточка

2 Размышление

Психологический приём:

·       Похвала в ситуации успеха

3 Соорганизация

Логико-психологический приём:

·       Ситуативная работа в группах

После окончания работы учитель предлагает детям разноуровневые домашние задания.

1.      Учебник № 139

2.      Составить задачу на движение для соседа.

3.      Нарисовать автомобиль своей мечты.

Аудиальный и визуальный каналы восприятия, самостоятельность мышления

Педагогика сотрудничества

1 Интерес

Психологический приём

·       Аудиальный: голос

·       Визуальный: текст

Интеллектуальная рефлексия.

Психологическая рефлексия(лестница)

Был ли наш урок интересен, полезен? Узнали ли что-нибудь новое? Что повторили?

На какой ступеньке лестницы вы сейчас находитесь? Выберите фигурку своего настроения и поместите на лесенке.

Рефлексивное мышление.

Визуальный, кинестетический и аудиальный каналы восприятия.

Самостоятельность, гибкость мышления.

Логичность и точность речи.

Положительные эмоции.

 

Педагогика сотрудничества

1 Интерес

Логико-психологический приём:

Аудиальнный: голос

Визуальный: картинки

Психологический приём

·       Визуальный: лестница

2 Размышление

Логический приём

·       Ассоциативный способ изложения информации

Психологический приём:

·       Похвала в ситуации успеха

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3 к конспекту урока

«Реализация технологии дифференцированного обучения и воспитания»

 

Основания дифференциации

Действия учителя по реализации дифференцированного подхода

1.      По полу:

·         Мальчики

 

 

·         девочки

- Урок проводится в форме путешествия на автомобиле времени, т.к. мальчиков привлекают приключения, соревнования.

- Учитель предлагает мальчикам предоставить право девочкам первым выбрать автомобиль.

- На девочек учитель воздействует разной интонацией голоса.

- Привлекает внимание внешним видом.

2.      По возрасту:

·        10 – 11 лет

- Дети младшего школьного возраста лучше усваивают материал в форме игры, поэтому провожу урок в виде заочного путешествия в прошлое.

3.      По потребностям:

·        Духовная потребность в общении;

·        В конструктивном поведении.

 

- Для удовлетворения духовной потребности в конструктивном поведении, общении, учитель включает в урок работу в парах и группах.

4.      По мотивам:

·        Интеллектуально-познавательный мотив

 

·        Эмоционально-эстетический мотив

- Учитель организует работу в группах, поддерживает и развивает мысль детей, при объяснении нового материала привлекает детей к обсуждению хода мыслей учителя.

- Для того, чтобы заинтересовать детей использую:  наглядность, стихи, слайды, картинки, текст.

5.      По уровню понимания:

·        3 уровень (о чём? +что? + как?)

- Учитель подбирает материал от простого к сложному. При работе в группах ученики выступают  в роли консультантов.

- Учитель предлагает детям сформулировать задачи по записи.

- учитель предлагает 2 тезиса на выбор, активизирует мыслеречевую деятельность через вопросы, ассоциации.

- Учитель побуждает учащихся к мыслительной деятельности с помощью беседы и проблемного вопроса.

6.      По каналам восприятия:

·        Аудиальный

 

 

 

 

 

 

·        Визуальный

 

 

 

 

 

·        Кинестетический

- Учитель читает стихотворение в начале урока, чтобы организовать детей на работу.

- В течение всего урока звучит текст  для выполнения нужного задания.

- При объяснении материала учитель применяет вопросно-ответный ход рассуждения.

- Учитель просит одного из учеников зачитать о запуске воздушного шара.

- Учитель использует компьютерную презентацию.

- Используются различные картинки автомобилей, что вызывает интерес и активность учащихся на уроке.

- Используется треугольник для выведения формулы.

- Учитель предлагает детям выбрать понравившийся автомобиль для решения задачи.

- Учитель предлагает поработать с треугольником.

- В ходе рефлексии предлагается взять в руки понравившуюся фигурку – настроение и поместить на лесенке – ступеньке знаний.

7.      По психосоматическим типам:

·        Питы – ватта

 

 

 

 

 

·        Капхи - питы

- Учитель использует разные виды деятельности на уроке:

Индивидуальная и фронтальная работа с текстом;

Ситуативная работа в группе;

Коллективно-мыслительная деятельность;

Активно осуществляет «смену декораций» и видов деятельности.

- Учитель контролирует темп урока.

- Учитель предлагает детям занять места в разных группах для более активной работы.

- предлагает задания, требующие меньшее время работы.

- Учитель работает с этими детьми индивидуально: постоянно подходит, консультирует.

8.      По экзистенционально- личностным признакам:

·        Здоровьеразрушающие(страх, лень, неуверенность, скука)

Для устранения у детей чувства страха, неуверенности, скуки, лени

- учитель проводит урок в игровой форме;

- предлагает помощь других детей, свою помощь;

- проводит рефлексию – для осознания своего внутреннего состояния и возможности говорить об этом.

9.      По типу мышления:

·        Понятийно – логическое

 

 

·        Наглядно – образное

Учитель предлагает рассказать и объяснить решение задачи, выбрать оптимальный вариант решения проблемы.

Учитель предлагает работу по алгоритму - решение примеров;

- предлагает сформулировать задачи по таблице.

- Учитель проводит рефлексию.

_ Учитель даёт разноуровневые домашние задания.

 

 

 

Приложение 4

Задачи:

1.    Велосипедист проехал 80 км за 4 часа. Чему равна скорость велосипедиста?

 

2.    Туристы были в пути два дня. В первый день они шли 5 часов со скоростью 4 км/ч, во второй день 3 часа с той же скоростью. Какое расстояние прошли туристы за два дня?

 

3.    Из одного города в другой, расстояние между которыми 360 км, выехал автобус. Он двигался со скоростью 60 км/ч. По пути он сделал две остановки по 30 минут. Какое время затратил автобус на эту поездку?

 

4.    Ракета за 3 секунды пролетает 18 км. Какое расстояние она пролетит за 9 секунд?

 

5.    Автомобиль за 2 часа прошёл 160 км. Какое расстояние он пройдёт за 6 часов, двигаясь с той же скоростью?

 

6.    Средняя скорость пешехода 4 км/ч. Сколько километров пройдёт пешеход за 4 часа?

 

7.    Аэросани были в пути 2 часа, двигаясь со скоростью 51 км/ч. С какой скоростью двигался лыжник, если этот путь он прошёл за 6 часов?

 

8.    Пассажирский поезд идёт со скоростью 60 км/ч. А грузовой – 48 км/ч. На сколько км/ч скорость пассажирского поезда больше скорости грузового?

 

9.    После того как туристы проплыли по реке 6 часов со скоростью 10 км/ч, им осталось проплыть 23 км. Какое расстояние должны преодолеть туристы?

 

10.                      Черепаха за 5 минут может проползти 25 метров. Какое расстояние она проползёт за 30 минут?

Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".