МОУ "Малосивинская СОШ"

Окружающий мир. Тема "горные породы и минералы"

 

Составила:

Горбунова Ольга Валерьевна

Учитель начальных классов

МОУ «Малосивинская СОШ»

 

 

 

 

ХОД УРОКА.

 

        Здравствуйте, меня зовут О.В. , я учитель начальных классов Малосивинской школы.

Я приглашаю вас в путешествие по нашей планете и предлагаю посмотреть на неё с высоты птичьего полёта.

(презентация)

Нашу сегодняшнюю встречу, мы посветим удивительной части земной природы, каменной оболочке Земли.

- А как же называется эта оболочка? (литосфера)

- А сейчас, заполняя рабочий лист, мы запишем это слово в коричневой рамочке.

- Ребята, а может вы знаете как это слово переводится? ( лотос –с греческого переводится как камень, а сфера – оболочка Земли)

- Так как это каменная оболочка, то из чего же она состоит?

(из камней)

 - Камни – это такая же неотемлимая часть природы, как растения и животные. Но их мир древнее живого мира.  Он, несомненно, оказал и до сих пор оказывает огромное влияние на возникновение и развитие человеческой цивилизации.

- А как ещё можно назвать камни?

(горные породы и минералы)

Итак, запишем тему нашего урока…   «Горные породы и минералы»

- Чем же эта тема может быть интересна и полезна для нас?(можно не отвечать)

- Но для начала, мы вспомним, что такое горные породы и минералы. Вам помогут словари в ваших учебниках.

- Чем отличается горная порода от минерала, мы вспомним на примере гранита.

- Откройте, пожалуйста, коллекцию «Гранит и его составные части» и найдите гранит.

- Как вы думаете, ГРАНИТ – это горная порода или минерал?(ответы)

- Вы можете рассмотреть его под лупой и заметите, что гранит состоит из нескольких частей.

- Из каких же частей состоит гранит? (из полевого шпата, кварца, слюды) – Какую расцветку имеет полевой шпат, такую и гранит.

- По каким свойствам различаются горные породы и минералы? Прежде всего, глядя на них, что мы видим?   ….ЦВЕТ…(слайд)

- Если возьмём  его в руки, что мы ощущаем?   …..ТВЁРДОСТЬ

- а ещё по БЛЕСКУ и ПРОЗРАЧНОСТИ

( - ВЫ С ЭТИМИ СВОЙСТВАМИ КЖЕ ЗНАКОМИЛИСЬ В 3 КЛАССЕ)

 

- Подведём итог, по каким свойствам отличаются горные породы и минералы? Ответ постройте так, чтобы начало ответа было концом этого вопроса.

( один отвечает)

 

- Люди постепенно узнавали о свойствах горных пород и также постепенно начинали применять их в жизни. Первым, кто столкнулся с горными породами и минералами был древний человек. На таблице мы видим, как человек использует камни. Изготавливает наконечники для копий, рубило, иглы, скребки.

 

- Какой первый научный вывод сделал древний человек, столкнувшись с камнем? Ответ вы найдёте в учебнике, на стр.30.

(ответы детей)

 

- Человек использовал камни, как орудие труда и для строительства жилищ. Но при строительстве нужно было чем - то скреплять камни. На помощь пришла глина. (показать)

- Глина – это горная порода, состоящая из мелко перетёртых камней. Люди подметили, что глина ПОГЛАЩАЕТ ВОДУ и становится ПЛАСТИЧНОЙ, из неё можно лепить и строить.

Но такие изделия боялись воды, чисто случайно у древнего человека кусочек глиняного изделия оказался в костре, таким образом человек подметил, что оно стало прочным и в нём можно хранить жидкости. Такое свойство называется ОГНЕУПОРНОСТЬЮ.

- Также огонь позволил увидеть ещё одно свойство - ПЛАВКОСТЬ. Некоторые горные породы, попав в огонь, расплавлялись и превращались в жидкость. 

- Большой находкой для человека стала соль, которая придавала совершенно другой ВКУС пище. Солёный вкус и способность соли РАСТВОРЯТЬСЯ в воде используется и по сей день.

- О каких свойствах в моём рассказе вы сейчас услышали?

(ответы детей)

 

Как использует человек горные породы вы узнаете, поработав в группах по 3 человека. Используйте, пожалуйста, коллекции горных пород, плакаты, карточки с вопросами, незабудьте составить полный ответ на вопрос. На эту работу вам даётся 7 мин.

(ответы детей, дополнения на слайдах после каждой группы)

(дети делятся на 7 групп)

1.      Соли.

2.      Глина.

3.      Строительные, облицовочные камни.

4.      Драгоценные и поделочные камни.

5.      Песок, гравий, песчаник, технические камни.

6.      Слюда.

7.      Мергель, мел, гипс, графит.

(дети работают в группах и дают ответы)

 

 

1 группа – соли. Пермский край славится добычей соли, в таких городах как Соликамск, Березники.

2 группа – глина. На территории Сивинского района был построен кирпичный завод.

3 группа – строит.облицовачные камни. Памятники.

4 группа – мергель, мел, гипс. Гипс, мергель, кальцит – все они содержат кальций, который способен растворятся в воде. Находясь под землей и растворившись образует полости, таким образом у нас в Пермском крае образовалась знаменитая Кунгурская пещера.

5 группа – заповедник Ильменский на Урале – это единственный в мире минералогический заповедник.

6 группа – драгоценности.

 

Вернёмся к нашему проблемному вопросу.

Какие свойства горных пород и минералов позволили использовать их в жизни человека?

(ответы детей)

Для того, чтобы вывести оптимальный вариант, вспомните рассказ про древнего человека. С какой последовательностью люди познавали и применяли горные породы и минералы.

( выводится оптимальный вариант)

 

Для нашего урока я подобрала 2 тезиса.

Как вы думаете, какой из них больше подходит к нашему уроку и почему.

(слайд)

Я надеюсь, что урок для вас был интересен и полезен, что вы получили новые знания. Ну, а получился он таким интересным, только благодаря вам. Очень хорошо сегодня поработали….

Мне понравились ответы….

Большое спасибо за работу….

 

 

Для закрепления темы в качестве домашнего задания  я предлагаю вам….

1.      Кроссворд.

2.      Задания из учебника № 7, 8, 9

3.      Подобрать  поговорки ….

 

 

 


Приложение

Вопросы для составления ответа.

1.     О каких горных породах и минералах вы будете рассказывать?

2.     Где применяется горная порода или минерал?

3.     Какие основные свойства использовались при применении этой горной породы или минерала.

     Отметьте в таблице знаком «+».

Свойства горных пород и минералов.

 

 

Горная порода или

минерал

 

 

 

 

Твёрдость и прочность

 

 

Цвет

 

 

 

 

 

 

Блеск

 

 

Прозрачность

 

 

 

Растворимость и вкус

 

 

 

Пластичность, способность пропускать и поглощать воду

 

 

Плавкость и огнеупорность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".